Разъяснение действующего законодательства

1 марта 2018 - admin2
Разъяснение действующего законодательства

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 19.06.2000 №82-ФЗ «О минимальном  размере оплаты труда»  на территории Российской Федерации с  1 января 2018 года установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 9 489 рублей в месяц.

При этом, действующим законодательством для работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, предусмотрена система специальных гарантий и компенсаций, включая повышенную оплату труда.

Повышенная  оплата труда для указанных категорий  граждан обеспечивается путем установления районных коэффициентов и   северных надбавок.

Как отметил Конституционный суд РФ в постановлении  от 07.12.2017 №38-П, в силу прямого  предписания ч.3 ст.37 Конституции Российской Федерации минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является гарантией, предоставляемой  работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность. В соответствии с ч.1 ст.133 ТК РФ величина минимального  размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, т.е. без учета природно-климатических условий различных регионов страны.

Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна  производиться после определения размера  заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении  минимального размера оплаты труда. 

В связи с чем,  оплата труда работников, принятых на полную ставку, выработавших необходимую норму часов, с 1 января 2018 года   не должна быть менее 15 171,2 рублей.

В случае, если заработная плата  работников меньше указанной суммы на работодателе лежит ответственность по увеличению заработной платы до установленного уровня.

В случае невыполнения работодателем указанной обязанности работодатели подлечат привлечению к административной ответственности.

При этом следует отметить, что Конституционный суд РФ обратил внимание на то, что  ст.133.1 Трудового кодекса РФ не наделяет социальных партнеров, заключающих региональные соглашения о минимальной заработной плате в субъектах Российской Федерации, полномочиями по замене или отмене гарантий, установленных трудовым законодательством.

Выявленный в постановлении  от 07.12.2017 №38-П конституционно-правовой смысл норм трудового законодательства является общеобязательным  и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.

Работники, чья заработная плата ниже установленного уровня вправе самостоятельно путем обращения в суд, либо путем обращения в Рыбинскую межрайонную прокуратуру  для последующего обращения  прокуратуры в суд в интересах граждан восстановить нарушенные права.

Заместитель межрайонного прокурора

 

Приложение: Образец заявления в прокуратуру.
 

Заместитель межрайонного прокурора советник юстиции              О.В. Агуленко